Глава 4. «Я хочу сыграть Аксинью». http://tv.km.ru/elina_bystriczkaya_ya_nikogda_ne/textversion Но настоящим триумфом для Элины Быстрицкой становится фильм-эпопея Сергея Герасимова «Тихий Дон». В жизни каждого актера есть роль, которую тот мечтает сыграть всю свою жизнь. Быстрицкой повезло: она хотела сыграть Аксинью, и она ее сыграла.
Кадр из к/ф «Тихий Дон»: «Чтобы ноги твоей с нонешнего дня на моем глазу не ступало! Я твоему Степану пропишу!» – «А ты что мне, свекор, а? Свекор? Ты что меня учишь! Иди свою толстозадую поучи! Да я тебя, дьявола хромого культяпого, в упор не вижу, иди отсель. Не бейся, как грех, не испужаешь».
Элина Авраамовна: Я пробовала играть, в студенческой работе; я пробовала делать фрагмент из «Тихого Дона», и мой педагог сказал, что это — не мое дело. У меня осталась заноза навсегда.
Образ Аксиньи из романа Шолохова волновал Элину Быстрицкую, когда та еще училась в институте. Она не смирилась с жестким решением педагогов, и когда актриса узнает о том, что Сергей Герасимов будет снимать «Тихий Дон», она сама пришла к режиссеру.
Элина Авраамовна: Я узнала о том, что будет сниматься «Тихий Дон», во время пребывания в качестве одной из участниц делегации советских кинематографистов во Франции, в Париже. Аллочка Ларионова, с которой я была в очень добрых отношениях, тоже там была и сказала, что Герасимов начинает работу над «Тихим Доном», поэтому я решила попроситься не на роль, а на участие в кинопробах. И когда мы приехали в Москву, я позвонила Герасимову. Аллочка дала мне телефон, я позвонила и назвалась. Меня уже знали после «Неоконченной повести», и Герасимов сказал: «Приезжайте, у меня тут уже один «Григорий» сидит». Я приехала по указанному адресу. Актер, который был у Сергея Аполлинариевича, показался мне неподходящим: у него были светлые глаза, а ведь Григорий – турецкая кровь, что-то у Шолохова было… Я помнила, что что-то такое было, он должен быть кареглазый, и я подумала, что это – не то. Но не в этом дело. Когда Герасимов попросил нас прочитать отрывок, оказался тот самый, который я делала в институте, и я поняла, что это делать нельзя. Я сказала о том, что я должна перечитать роман, что я не могу сейчас начинать что-то делать, по памяти, как-то, когда-то; я хочу все-таки серьезно это сделать… И Герасимов сказал: «Ну что же, так и будет», и я ушла, думая, что я все провалила, а через две недели я была приглашена на кинопробы…
Пробы продолжались с января по октябрь 1956-го. Быстрицкую утвердили, а осенью начались съемки.
Элина Авраамовна: Герасимов пригласил для нас, актеров, самодеятельный казачий хор пенсионеров из хутора Диченского. Приехали пожилые казаки и казачки, которые знали все о казаках, все, что нужно было нам для того, чтобы исполнять, для того, чтобы знать, что это такое, потому что там очень сильны традиции. Там очень сильно ощущение той жизни, которую вели казаки, а для меня это было особенно хорошо, потому что во время войны наш госпиталь какое-то время стоял в станице Обливской, и я познакомилась с казачками раньше. Я просто была влюблена в этих женщин, я видела, насколько они вольнолюбивые, как они прекрасны и как они хорошо живут. Тоже бедно, тоже горько, потому что война, но они — умелые, там — умелые руки, умные головы и прекрасная стать. Я все это видела и я влюбилась в них, но я никогда не думала, что мне это так поможет, когда я начну работать.
Натурные съемки велись на хуторе Диченский, недалеко от самой станицы Вешенской, описанной Шолоховым. Герасимов собрал выдающуюся команду: партнерами Быстрицкой были Петр Глебов, Людмила Хитяева, Зинаида Кириенко. На съемках «Тихого Дона» она прошла курс мастерства у Герасимова: он требовал абсолютного внешнего и внутреннего перевоплощения, максимальной правды даже в мелочах.
Элина Авраамовна: Если человек хочет что-то сыграть и если он может это сделать, это не может быть чужим, но Шолохов так написал, а Герасимов так хорошо знал это и так хорошо это помогал сделать, что тут не могло быть ошибки. Вы знаете, Шолохов написал так, что даже запахи мы можем чувствовать, когда мы читаем его прозу. И мне кажется, что если бы не это совпадение Герасимова и Шолохова, то такой фильм не получился бы.
Это была не первая экранизация «Тихого Дона»: в 1931 году по роману Шолохова был снят немой черно-белый фильм с Эммой Цесарской и Андреем Абрикосовым в главных ролях. Но лишь фильму Сергея Герасимова удалось стать киноэпопеей.