[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » Дискуссии » Храм души.Наша вера. » Свято-Никольский храм в станице Обливской (история прихода и храма, имена казаков)
Свято-Никольский храм в станице Обливской
otvДата: Среда, 23.03.2011, 14:31 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
История Свято-Никольского прихода начинается с середины девятнадцатого века. В последней четверти XIX века хутора нашего края, расположенные на реке Чир, входили в состав Второго Донского округа Области войска Донского. Административным центром округа с 1836 года была станица Нижне-Чирская. Х утор Обливский и близлежащие хутора входили в юрт станицы Чернышевской.
Хуторских церквей в поселениях не было, и для совершения церковных треб и посещения служб прихожанам приходилось ехать в станицы.
В начале 1867 года состоялся сход, куда были приглашены казачьи выборные (депутаты) от хуторов предполагаемого прихода. На сходе была обсуждена проблема отсутствия православного храма. Своим приговором депутаты решили: «1867 года, февраля 9 дня, Войска Донского жители хуторов станиц Чернышовской и Нижне-Чирской, именно: Обливскаго, Ребова, Глухманного, Попова, Лобачова, Солонецкаго, Сеньшина, Фролова, Нестеркина, Синяпкина, Малого и Большого Терновых, Лагутина и Ярскаго, содержащих Православную Веру, в нарочитом собрании своем имели совещание о том, что жительства их отсюда от приходских Станичных Церквей одних в 60, а других в 70 верстном расстоянии, что чрез это, особенно в вешнее при разливе рек и зимнее при сильных холодах, время, встречается часто чрезвычайное затруднение в поездках в станицы для исполнения необходимых христианских треб, как например: крещение детей, совершения браков и прочих треб. Поездки для этого крайне тягостны для людей больных и женского пола особенно. Что, кроме того, тягостно на душе каждого христианина невозможность видеть и слышать Божественную службу во время Великих Праздников, как например: Светлое Христово Воскресение, Рождество Христово и прочее; и что находясь в таковом затруднительном состоянии относительно исполнения христианских обязанностей своих и желая выйти из онаго в душевное утешение каждого, единодушно положили: просить Епархиальное начальство дозволить нам построить в хуторе Обливском, как центре всех абъесненных (перечисленных - Л.М.) хуторов, отстоящих от онаго от 2-х до 10 верст расстоянием, молитвенного дома во имя Великого Угодника Божия Святителя и Чудотворца Николая, празднуемого 6 числа декабря. Для свершения службы в оном, отделить от Чернышевской Церкви одного из трех священников, которому и образовать приход из наших хуторов, содержание притча (священнослужителей: дьяка, псаломщика и т.д. - Л.М.) оставить на том праве, как и в станице. Постройку молитвенного дома произвести на сумму доброхотнодательно по чертежу Нижне-Чирской Дмитриевской церкви. Предоставить это исполнить хозяйственным нашим попечением без всякого участия в этом со стороны Инженерного ведомства. Попечителями постройки, сбора и хранения суммы назначить известных своим особенным усердием к Храму Божию урядника Герасима Черничкина, Осипа Барбумова, Дмитрия Егоров(ич)а Горбункова, Павла Марянина, Самуила Егоров(ич)а Черничкина и Емельяна Никит(ович)а Ващинникова.
Ходатайство по этому важному делу у начальства, а завершении предположения наши привести в исполнение просить принять на себя Чернышовское станичное Правление, которое может присовокупить, отношение никакого препятствия к удовлетворению просьбы нашей со стороны всего общества станицы по количеству народонаселения в этих хуторах православного и раскольнического (старообрядцев - Л.М.).
 
otvДата: Среда, 23.03.2011, 14:33 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
В заключение доложить Епархиальному начальству, что молодое поколение, имея возможность быть часто в церкви и слышать Торжественную службу и Пастырское назидание, весьма многие могут удержать себя от вредного излишества и чрез то станут полезными более и для себя, и общества. В чем, приговор этот, утверждаем общим нашим (собранием) и предстаем его чрез назначенных попечителей в Станичное Правление для должного со стороны его рассмотрения».
Граждане Чернышовской станицы хуторов:
Обливского: урядник Самонив Черничкин, урядник Герасим Черничкин, урядник Емельян Вощинников, Казак Андрей Ситников, выборный Ефим Писков, казак Иван Калиманов, казак Наум Трехсвояков, казак Никифор Арженсков, Иван Писков, Данил Ващинников, Марк Вертопузов, Петр Калиманов, Фирс Садчиков, Иван Янов, Василий Янов, Терентий Вощинников, Данил Солодков, Антон, Козьма Шмелев, Иван Вощинников, Лазарь Черничкин, Василий Патрин, Сидор Янов, Петр Тилиганов, казаки Наум Акощин, Сусей Волоцков, Никифор Водолазов, Левон Черничкин, Левон Камышанов, Григорий Калиманов, Прохор Дундуков, Сидор Рудов, Симон Калиманов, Фома Калиманов, Агурей Бандин, Иван Ермишкин, Алексей Ермишкин, Левон Ващинников, Ефим Пузин, Кирей Пузин, Захар Варламов, Никита Писков, Василий Черничкин, Степан Чехонин, а вместо их неграмотных и за себя подписал урядник Шмелев.
Ребова: казак Антон Храмцов, Яков Черничкин, Иван Поляков, Иван Карташов, Захар Лагутин, Василий Храмцов, а вместо их неграмотности подписал урядник Иван Брызгалин, казак Василий Фрольцов, Казьма Гульцев, Иван Тилиганов, Василий Гавр(илович) Фрольцов, Егор Фрольцов, Арефий Болдин, Дементий Болдин, Михаил Болдин, Михаил Трофим(ович) Каргалев, по неграмотству их и за себя подписал казак Степан Абашкин.
Лобачева: казак Симон Рыбников, казак Кондратий Лобачев, неграмотные: Харитон Лобачев, Ерофей Дардыхин, Лазарь Горбунков, Степан Лобачев. Вместо их неграмотных подписал казак Селеверст Лобачев, Тихон Лобачев, Фома Лобачев, Михаил Лагутин, Андрей Лобачев, Степан Лобачев. По неграмотству их и за себя подписал казак Дмитрий Басманов.
Глухманнаго: казак Фетис Семикин. Неграмотные казаки: Иван Плешаков, Василий Басманов, Григорий Урустин, Павел Плешаков, Яков Кионин, Мануил Урустин, Григорий Чумаков, Захар Кионин, Никита Деев, Григорий Артамонов, урядник Наум Урустин, Артем Кионин, Павел Кионин, Захар Санеев, Ефим Ананьев, Михаил Бандин, Ефим Волгин. А по неграмотству их с личной просьбы и за себя подписал Сафрон Абашкин.
Солонецкава: урядник Михаил Писков, казак Андрей Чернышков, неграмотные: Силай Рудаков, Силай Дундуков, Василий Волгин, Денис Арженсков, Симон Кионин, а по неграмотству и за себя подписал урядник Василий Рудаков, Леон Орлов, Василий Рудаков, а по неграмотству их и за себя подписался казак Алим Паршин.

Нестеркина: Антон Филатов, Пантелей Колесников, Яков Колесников, урядник Петр Секретев, урядник Никита Алешин, урядник Алексей Жепурин. Неграмотные: Пузин Алексей, Аржанов Максим, Урустин Емельян, Колесников, Беликов Степан, Скобелев Алексей, Егор Копцев, Яков Антонов, Панкрат Колесников, Михаил Иванов, Антон Александрин, Стратон Колесников, Остап Колесников, Пантелей Колесников, Матвей Балдин, Филимон Рябов, Тимон Бусалав, Алексей Бумелав, Куприян Фролов, Козьма Колесник, Ефим Колесников, Иван Александрин, а вместо их неграмотных с личного рукоданий (и) просьбой подписал Куприян Колесников.
Фролова: урядник Иван Писков, казак Данила Фролов, казак Тимофей Варламов, Агурей Казьмин, Леон Буряков, Василий Буряков, Агафон Варламов, Аким Фролов, Никита Карташов, Семен Карташов. А по неграмотству их подписал казак Тимофей Варламов. Урядник Ермолай Макаров, урядник Иван Писков, урядник Петр Иванов, урядник Степан Поганцов, казак Петр Бирюков, казак Григорий Поганцов, Евдоким Братчиков, Иван Поганцов, Фатей Гардеев, Иван Поляков, Т. А. Колесников, Андрей Колесников, Лука Горячев, а по неграмотству их и за себя подписал Марк Бирюков.
Бумага с приговором была отправлена с нарочным в станицу с тем, чтобы станичники на своем сходе одобрили их решение. Препятствий с их стороны не было, и уже 24 февраля 1867 года Чернышевское станичное правление отослало рапорт на имя Архиепископа Донского и Новочеркасского - высокопреосвящейнешему Иоанну.
В рапорте, за подписью станичного атамана - войскового старшины Садчикова и судьи - урядника Семикина, содержалась просьба о рассмотрении вопроса о постройке в хуторе Обливском молитвенного дома на собственные средства и получении благословения этого богоугодного дела.
Был составлен рапорт Благочинного Священика Стратоника Яковлева в Донскую Духовную Канцелярию от 24 февраля 1867 года № 3823 с просьбой в разрешении построения Молитвенного Дома в хуторе Обливском.

 
otvДата: Среда, 23.03.2011, 14:34 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Желая ускорить принятие решения по этому вопросу, станичное правление пустилось на хитрость - ненароком припугнули архиепископа наличием большого количества старообрядцев в округе. По их мнению, они могли легко увлечь правоверных своими назиданиями, а те в свою очередь могли охладеть к православию.
В документах указывается число прихожан в перечисленных хуторах: их насчитывалось 3554 человека (1693 мужского пола и 1861 женского). Из них 3000 православного вероисповедания, а 554 человека - старообрядцев поповского толка.
Нижнечирскому благочинному (благочинный - помощник епископа в Русской православной церкви, надзирал за духовенством в благочиннейшем округе) Стратонику Яковлеву указом Донской духовной консистории от 16 июня 1866 года было предписано составить ведомость с указанием числа жителей и количества дворов в хуторах.
В то время в Обливском хуторе было 63 двора, в которых проживало 190 правоверных казаков и 216 казачек и 13 старообрядцев (2 двора, 7 мужчин и 6 женщин);
- Рябовом: правоверных: 174 (82 мужчины и 92 женщины);
- Глухманном: православных - 166 (79 муж. и 87 жен., 33 двора), старообрядцев: 62 (31 муж. и 31 жен., 12 дворов);
- хутор Попов был раскольничьим хутором. В 22 дворах проживало 105 старообрядцев (56 муж. и 49 жен.);
- Лобачевом: православных 104 (54 муж. и 50 жен., 16 дворов), но старообрядцев было больше -184 (82 муж. и 102 жен., 32 двора);
- Сеньшином: православных 13 (4 муж. и 9 жен., 2 двора), старообрядцев 105 (46 муж. и 59 жен.16 дворов);
- Филоновом: казачьих правоверных 148 (75 муж. и 73 жен., 22 двора), дворянских и казачьих раскольничьих поповского толка - 161 (83 муж. и 78 жен., 32 двора);
- Нестеркином: правоверных 164 (77 муж. и 87 жен., 25 дворов), старообрядцев - 37 (18 муж и 19 жен., 8 дворов);
- Солонецком: правоверных - 143 (68 муж. и 75 жен., 20 дворов), старообрядцев: 181 (90 муж. и 91 жен., 24 двора).
 
otvДата: Среда, 23.03.2011, 14:36 | Сообщение # 4
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Донское епархиальное начальство в лице протоиерея Василия Смирнова, священников - Иоакима Феинкова, Семиона Салтыкова, соборного иеромонаха Феодора, соборного священника Венедикта Войтова и секретаря Орлова рассмотрело поступившие ходатайства и постановило - храму быть! Для этого требовалось отчислить 1253 души мужского пола православного вероисповедания из приходов церквей Чернышевской и Нижне-Чирской станиц. Несмотря на желание жителей хуторов Синяпкин и Малый Терновой остаться в приходе своей станицы, их также причислили к Обливскому. Рассмотрели они и вопрос выделения священников и священнослужителей, а также и утвердили их оклад.

После получения положительного ответа из епархии начался подготовительный период. Попечители занялись подготовкой необходимых документов и чертежей для строительства, сбором пожертвований, поиском подрядчика, закупкой стройматериалов...

Для постройки церкви выбрали место возвышенное и удаленное «от обывательских» строений на довольно значительное расстояние, никогда не затопляемое водою.

А в письме от 13 ноября 1868 года Высокопреосвященнийшему Платону Архиепископу Донскому и Новочекасскому от Благочинного Священика Стратоника Яковлева уже упоминается, что 5 ноября 1868 года церковь в хуторе Обливском Чернышевской станицы была освящена во имя Спасителя Николая.

За два дня до описываемых событий, т.е. 3 ноября, в хутор доставили антиминс во имя Святителя Николая. По внешнему виду он представляет собой четырехугольный плат из шелковой или льняной материи с изображением положения во гроб Иисуса Христа, орудий его казни и четырех евангелистов по углам с их символами - тельцом, львом, человеком, орлом. В его середину помещаются в мешочке залитые воском св. мощи. На антиминсе обязательно есть надпись, сообщающая, когда, где, для какой цели и каким епископом он освящен и дан. В нашем случае антиминс был освящен и передан в дар Высокопреосвященным Платоном, новым Архиепископом Донским и Новочеркасским. Антиминс был обязательным и неотъемлемым атрибутом престола, без которого нельзя служить литургию.

В день освящения в хутор Обливский прибыло много гостей: депутация станичного и окружного правлений, духовенство, хуторские атаманы вместе со своими казаками и казачками, иногородние. Веселый перезвон колоколов созывал празднично одетый люд в новый храм. На колокольне их было пять.

Община была обязана из числа прихожан избирать церковного старосту. На эту должность, согласно Положения 1808 г., они должны были избрать «. . .человека отличнейшего и достойнешнего доверенности, и тот, на кого падет жребий, такого выбора не должен уклоняться от принятия на себя должности, но обязан исправлять ее через три года». В 1868 году жребий пал на казака Павла Телеганова.

Казачьему обществу приходилось содержать при церкви и оплачивать расходы из хуторских сумм не только старосты, но и сторожа с просвирней. Общество брало на себя решение «квартирного вопроса» для священно- и церковнослужителей - построить дома и сторожку для караульных при храме. Однако первое время «не было никаких домов и сторожек».

 
otvДата: Среда, 23.03.2011, 14:36 | Сообщение # 5
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Также в архиве сохранился документ, с описанием имущества и внешний вид первого храма, составленный священником Стратоником Яковлевым, благочинным Нижнечирского округа и исполняющим обязанности церковного старосты, казаком Павлом Телегановым. Запись сделана 28 сентября 1868 года: «Войска Донского, второго Донского округа, хутора Обливского, Чернышевской станицы, новопостроенной Никольской церкви. Означенная церковь с колокольней, деревянного здания, крыта железом, окрашенным зеленою краскою, с тремя главами. Сверх глав вызолоченные шары, на коих водружены вызолоченные кресты». Далее, из описи имущества, опись икон, облачений, богослужебных книг. Среди церковной утвари довольно дорогие вещи. Так в описи значатся: «Потир серебряный 84 пробы, вызолоченный, весом 1 фунт 22 золотника; дискос серебряный в 22 золотника. Звездица, тарелочки, лжица, ковш серебряные весом в 165 золотников. Дарохранительница серебряная в 1 фунт 18 золотников. Крест серебряный в 95 золотников. На колокольне 5 колоколов в 30 пудов, 15 пудов,4 пуда, 2 пуда и 1 с четвертью фунта».

Из служителей Свято-Никольской церкви того времени в архивных документах упоминаются: священник Иоанн Троицкий, диакон Митрофан Попов, дьячок Иоанн Мещеряков.

Уже через год, в 1869 году, было открыто приходское училище на 33 человека, затем была открыта церковно-приходская школа на 70 учащихся. А в 1898 году открыта женская школа, где учились 127 девочек и 11 мальчиков. В истории сохранилось имя преподавателя Закона Божия - священник Андрей Руденко. В хуторе Нестеркине была открыта школа грамоты в 1895 году, которая размещалась в частном доме, и учителем в ней был казак Михаил Андриянов. Школа грамоты открылась и в хуторе Ефимове, в которой учитильницей работала дочь казака Евгения Дюжева. Всеми школами в округе заведовал Андрей Андреевич Руденко - священик Николаевской церкви хутора Обливского.

В дореволюционное время церковь, если говорить современным языком, выполняла роль ЗАГСа: вела метрические книги, куда вносились сведения о рождении, о брачующихся и умерших прихожанах.

Иногда властям и прихожанам требовались справки с подписью священника и приложением печати. Свои печати (церковная и старосты) были изготовлены только в июне 1869 года, о чем было доложено в рапорте титулярному советнику Даниилу Тихвинскому. Церковный мастер, еврей Азер-Ер, за их изготовление запросил с обливчан плату: за церковную - три рубля, а старостинскую - 2 рубля 25 копеек серебром.

В начале 20 века хутор Обливский насчитывает 500 дворов и население его составляет 5 тысяч казаков и иногородних. Деревянная церковь становится тесной, да и простояла она уже довольно долго: полвека, поэтому было решено построить новый, более просторный храм. Избрали в церковно-приходское попечительство купца Льва Авановича Мочалова, сына его, купца Александра Львовича Мочалова и купца Семена Дмитриевича Тишкова. На средства купцов и пожертвования жителей был за несколько лет построен новый храм из красного кирпича, весьма красивой архитектуры и кладки, на каменном фундаменте, крыша из листового железа. Стены храма были расписаны иконами высокохудожественной работы. Стоимость строительства составила 50 тысяч рублей, что на деньги того времени было огромной суммой. В 1915 году строительство и украшение храма были завершены и храм был торжественно освящен. В церковной библиотеке насчитывалось 145 томов книг для чтения.

К сожалению, история храма в 20 веке, как и многих других монастырей и храмов того периода времени, печальна. Храм дважды закрывали, он частично был разрушен и разграблен, стоял без колокольни, без куполов, без крыши. Во время войны в 1942 году храм открывали для прихожан. Площадь помещения храма без алтаря составляла 228 кв.м. А 28 декабря 1960 года решением Совета приказ №17 был вновь закрыт. Его превращали в спортивный зал, потом в склад для мебели. Не сохранилось ни утвари, ни икон, ни росписей стен. То, что с таким трудом сделали наши деды и отцы, было осквернено и разрушено. Но, несмотря на столь долгий период атеизма, остались не только стены храма, но главное- вера в сердцах людей, вера в Божий Промысел, вера в то, что Бог наши ошибки и злодеяния людей Своим Божественным Промыслом исправляет и направляет к добрым последствиям. Вновь открылись двери храма, вновь зазвучали молитвы и церковные песнопения, в храм потянулись люди: кто с радостью и благодарностью к Богу, кто со слезами и покаянием, кто с молитвою и прошением в скорбях и нуждах. Господь нас видит и слышит, утешает и вразумляет, исцеляет и призывает ко спасению и жизни вечной.

 
Форум » Дискуссии » Храм души.Наша вера. » Свято-Никольский храм в станице Обливской (история прихода и храма, имена казаков)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: