[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Модератор форума: otv  
Форум » Дискуссии » Бои за Обливскую. » Судьба одной сталинградской девочки
Судьба одной сталинградской девочки
otvДата: Понедельник, 21.03.2011, 17:20 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
И по моей судьбе прошла война

Я, Ленникова Зоя Ильинична, родилась в 1929 году в Баррикадном районе Сталинграда, где и жили с родителями – Ильей Филипповичем и Анастасией Антоновной, братом Виктором 1933 г.р.и сестричкой, родившейся 22 июня 1941 года.
Война уже шла, и немцы подходили к Сталинграду, наш район бомбили и стреляли по нему из орудий. 4.10.1942 г. папа прибежал с завода «Красный Октябрь», чтобы нас переправить за Волгу (у него была бронь, поэтому его не брали на фронт. Мы с мамой и папой пошли в сарай, чтобы помолоть просо на пшено. Была тишина, жарко, и вдруг, я только помню, что бегу из сарая, темно, гарь и спотыкаюсь на левую ногу, а со лба течет кровь по лицу. Упала в окоп, где сидели брат с сестрой, достала из чемодана папину рубашку и перетянула стопу левой раненой ноги. Слышу, мама меня зовет. Я подползла к выходу из окопа и вижу, она лежит на земле в крови, рука перебита и ранена в живот. Папу убило сразу. Маму забрали соседи к себе в подвал, а утром она умерла, рядом лежала сестричка и сосала грудь, брат забрал ее ко мне в окоп.
После полудня пришли немецкие санитары, убрали убитых и перевязали раненых. Мы услышали немецкую речь, испугались и заплакали. Немец с санитарной сумкой позвал меня, разрезал туфельку на левой ноге - у меня стопа была перебита, перевязал и обработал рану на лбу.
6 октября соседи отпустили нас в колодец под землей, где прятались люди, мы там пробыли одну ночь, а утром немцы кричали, чтобы все выходили наверх, будут вывозить всех дальше в тыл, но в первую очередь раненых. Привезли нас на станцию Разгуляевка Сталинградской области, оставили в разбитом доме, где лежали рядом и раненые, и мертвые. Я потеряла много крови и не ела два дня ничего, поэтому была без сознания, когда очнулась, около меня не было брата с сестрой, а стояла кружка с водой и два сухаря.
Рядом лежал красноармеец без ног, сказал: «Москалева Анна Дмитриевна, 1910 года рождения забрала детей, посадила в машину с людьми, мальчик звал тебя и очень плакал». В 1949 г. мы с двоюродным братом нашли ее, но где мой брат и сестра, она так и не сказала.
В конце октября 1942 г. у меня началась гангрена, Пленная медсестра увидела меня возле разбитого дома. Очнулась я в санитарной палатке, там была немецкая операционная, и сразу глянула на ногу, она была короче. И опять очнулась я в том же доме, только мертвых убрали. Эта медсестра делала перевязки и кормила меня, только я так и не узнала, как ее звать. Ближе к ноябрю она сказала, что здесь будут бомбить, немцы свозили под навес ящики с боеприпасами. Меня отнесли к поезду, посадили в вагон-товарняк. Только мы отъехали от станции, налетели наши самолеты, снаряды свистели, все кричали и прятались под вагоны, а я сидела одна, уткнув голову в колени, в Разгуляевке все пылало, снаряды рвались. Моя медсестра говорила, если останется она жива, то меня найдет и заберет, но, видно, она там погибла. Нас привезли в Калач, поезд остановился. Наши войска пошли в наступление.

 
otvДата: Понедельник, 21.03.2011, 17:20 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 296
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Я могла только ползти на коленях, просила милостину и по мусоркам лазила. Потом какой-то мужчина сделал из сучьев деревьев мне «костыли», помог походить и направил к старосте. По пути к нему остановил меня немец, поставил к забору и стал стрелять из нагана в меня, но стрелял поверх головы и по бокам. А я стояла с закрытыми глазами, мне было все безразлично. Но доползла наконец я и до старосты. У него было уже десять детей-сирот. Утром нас повез старичок на повозке, запряженной лошадью, в Суровикино, там был пересыльный пункт немецкий. И долго еще мы мыкались по чужим людям. Кто-то отдавал последнее, чтобы согреть и накормить сирот, кто-то бросал тряпку под порог и дальше не пускал. Я попала в хутор Синяпкино. Помню молодую женщину, звали ее Клава Золотовская, муж ее был на фронте. Много трудов она положила, чтобы избавить меня от вшей.
Где-то в середине декабря 1942 г. на станции Морозовская немцы согнали пленных красноармейцев и жителей и подожгли недалеко от хутора, где я была. Это было ужасно - крики, стоны, мы не спали всю ночь. Смотрим, и у нас немцы зашевелились. Потом слышим, песни поют на украинском языке, а это шли почти бегом власовцы на Сталинград, во всем черном, свастика на рукавах и пилотках, кричали: «Не журитесь, сограждане, скоро жизнь будет краше». Это они подожгли людей в Морозовской, но, по- видимому, не дошли они до Сталинграда, т.к. со стороны ст. Обливская их начали обстреливать, попал под обстрел и наш хутор.
В мае 1943 г. наши красноармейцы забрали меня из хутора и увезли в Сталинград, в детприемник, а потом попала в Нижнечирский детский дом фронтовиков, там мы в швейной мастерской помогали шить шинели, работали в колхозе «Заря» на разных работах. Пробыла я там до 1946 г.
В 1965 г. я жила в Сталинграде, мне сообщили, что поиски брата с сестрой, которых я искала с 1943 г., прекращены, не нашли их ни в живых, ни в мертвых. В 1947 г. окончила 2-годичный техникум в г. Ленинграде, работала в Сталинграде на тракторном заводе сначала счетоводом, потом бухгалтером, а перед пенсией 5 лет заместителем начальника материального сектора. Трудовой стаж у меня 41 год. В 1990 г. я переехала в Свердловск к дочери.
На основании справки ВТЭ-87 № 024326 меня считали инвалидом II-й группы с детства вследствие ранения, связанного с боевыми действиями в ВОВ, дали мне удостоверение инвалида войны. А в в 1994 г. предложили сдать его, считают меня теперь инвалидом по общему заболеванию. Разве это правильно?
Вот такова моя жизнь, но я живу, хоть и одолевают меня многие болезни. И главное, что помогает мне выжить, - ансамбль «Вдохновение». Пою я в нем больше 8 лет, нас показывали несколько раз по телевизору. Мы часто выступаем перед зрителями, готовимся к фестивалю областному.
P.S. В июне 2002 г. написала на телепередачу «Жди меня» по розыску брата с сестрой, но до сих пор ничего не слышно, а потом 61 год прошел. Но вдруг кто-то отзовется, ведь надежда увидеть родных людей до сих пор жива.
 
Форум » Дискуссии » Бои за Обливскую. » Судьба одной сталинградской девочки
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск: