Главная » 2019 » Декабрь » 30 » А зори у нас Чирские
14:09
А зори у нас Чирские

 К зо-летию муниципального ансамбля казачьей песни

Это название фольклорного казачьего ансамбля стало брендом станицы Обливской. Зори - не только природное явление. Это еще и поэтический образ. С чьей-то «легкой руки», в добрый час подарившей ансамблю красивое звучное название, «Чирские зори» обрели столь долгую и насыщенную событиями жизнь. Народный хор- предшественник ансамбля В 80-е появился в райцентре новый Дом культуры. Возникла идея организовать народный хор. Кому же еще, как не Петру Панферовичу Ващинникову, у которого был «хоровой» талант, это и доверить? Уж каких только коллективов – и взрослых, и детских не создавал он за свою жизнь! …Открывался занавес, и сидящих в зале зрителей окутывала волна волшебного многоголосия. Это был его конек, «ващинниковский», который стал со временем признаваемым профессионалами и простыми любителями песни. В народный хор Петр Панферович пригласил первыми тех, кого хорошо знал: своих коллег. Откликнулись учителя, дружившие с песней всю жизнь. К ним присоединились некоторые участницы хора из райпо, медработники, строители, культработники. Вечерами после работы они репетировали, а потом выступали на обливских праздниках и даже на выездах. - В то время во многих коллективах создавались хоры, - вспоминает участница ансамбля «Чирские зори» первого состава Лидия Ивановна Бородай.- И у нас в райпо появился такой. После того, как мы успешно выступили в Ростове на областном смотре райпотребсоюза, заняв третье место, Антонина Петровна Керимова наградила коллектив бесплатной путевкой в Литву. А занимался с нами Петр Панферович Ващинников. Мы просто не могли плохо выступить с таким руководителем хора. Уж он-то знал, на какие нажать клавиши не только на клавиатуре мелодии и аккомпанемента баяна, но и в людских сердцах, чтобы хор зазвучал слаженно и задушевно. И когда надо было показать «товар лицом»- защитить звание «народного», все прошло без сучка и задоринки. - В Обливский район из областного отдела культуры прислали для этого особую комиссию. Хор исполнял русские народные песни. И когда за накрытыми столами по случаю уже свершившейся успешной защиты собрались, чтобы угостить представителей из области, председатель комиссии высказал свое мнение: -Что ж вы так, проживаете в казачьей станице, которая по возрасту старше Ростова-на –Дону, с такими богатыми культурными традициями, а песни казачьи не поете? -поделилась своими воспоминаниями участница этого самого народного хора Татьяна Семеновна Авсецина. Рождение казачьего ансамбля И эти слова крепко озадачили руководителя хора. Не то, чтобы он сам об этом не думал. Думал, и еще как! Все-таки он был казачьего рода-племени. Но время было какое? Семьдесят лет все, что связано с казачеством, было в запрете. Трудно было даже представить себе, что наступит час, когда станет возможным исполнение казачьей песни со сцены. Когда случился этот закулисный разговор, партия коммунистов еще старательно демонстрировала свою силу, хотя послабления в ее политике уже наблюдались. Как раз именно в то время вернули верующим храм, но с какими потугами это шло у нас в станице, помнят все очевидцы этих событий. О казачестве открыто заговорили чуть позже, в начале 90-х. И когда в 1989-м, Ващинников решился создать казачий ансамбль, его не все понимали. Он делился своими мыслями с друзьями, заручался поддержкой самых разных людей. Но где было взять песни, которые ранее передавали из поколения в поколение, пели на всех хуторских и станичных гулянках, а потом старательно замалчивали, заменяя другим репертуаром, воспевающим новый строй жизни? В песенниках, издаваемых в те годы, их точно было не найти. И Петр Панферович смекнул: старушки, старички по хуторам - для него клад! Все равно потихоньку в семьях пели под старину. И он много встречался с пожилыми людьми в хуторах района, просил их вспомнить, как играли старинные казачьи песни, записывал слова. Что творилось при этом в его душе, которая возвращалась к своим утраченным, было, корням? Она оживала, очищалась от всего наносного, сорного, накопленного за годы, в которые он совершил немало ошибок. И этот человек расправил плечи, поднял голову вверх, отрастил усы пшеничного цвета. Уж каким колоритным был его образ казака на сцене! По его «лекалам» позже сочинили свой казачий имидж мужчины из его «Чирских зорь», при этом сохранив в облике свои индивидуальные неповторимые черты. Имидж «чирской» казачки У женщин все было по-другому. Первые «Чирские Зори» были скромными, выходили на сцену в народных костюмах из фонда РДК. Это потом у них появились, как у настоящих казачек, длинные в пол юбки с оборками разных расцветок, расшитые тесьмой, блузки с баской, отороченные кружевами. «Ткань была «парашютная», шуршала». На эти первые костюмы выделила деньги администрация района. Татьяна Авсецина и Ольга Бекетова вместе с руководителем ансамбля заказывали их в Волгограде. Бежали на репетицию прямо с работы, вечерами, и переживали, что уйдут последние автобусы, и придется топать пешком кому на «западный», а кому - в поселок мехлесхоза. И если такое случалось, возвращались домой с песнями. В первом составе казачьего ансамбля пели Татьяна Семеновна Авсецина, Лидия Ивановна Бородай, Екатерина Александровна Воробцова, Татьяна Яковлевна Басакина, Ольга Викторовна Бекетова, Любовь Яковлевна Сердюк, Василий Сазонтьевич Турченков, Анатолий Александрович Исаев, Олег Юрьевич Токарев, Алексей Петрович Евченко, Павел Антонович Назаренко, Лидия Анатольевна Сергеева, Ирина Петровна Гаврилина… Сами себе были и костюмерами, и визажистами, и стилистами. Когда пришла на практику в ансамбль Ольга Горбункова - студентка Ростовского училища культуры, дочь Татьяны Семеновны Авсециной, ее очень удивили сценические образы чирских казачек, их завитые «химией» волосы, короткие стрижки, длинные челки. Она молча пошла в магазин, купила ткань и сама пошила артисткам шлычки. А это означало, что волосы теперь надо непременно зачесать назад, на прямой или косой пробор, под настоящих казачек. Тогда же руководитель ансамбля полностью доверил Ольге женскую половину коллектива. Взрослые и умудренные опытом, стали прислушиваться к ней, девчонке: как красиво накинуть шаль на плечи, как свободно держаться на сцене, как выйти, как кланяться… Ольга Горбункова делилась с ними всем, чему научили ее преподаватели –профессионалы: пляске с кружевным платочком в руках, «дробушкам» с каблучками, быстрому кружению. И казачка в ансамбле преобразилась на глазах, ее сценический образ «заговорил» сам по себе, а в содружестве с песней - особо. Второй состав и последующие Состав ансамбля менялся, как менялась и жизнь в станице и в стране. Роза Евгеньевна Балакина, Надежда Николаевна Бражникова, Александр Иванович и Мария Николаевна Беркутовы, Николай Афанасьевич Юшкин, Светлана Сергеевна Панова, Мария Яковлевна Варламова, Алексей Яковлевич Семенов, Светлана Анатольевна Дегтярева, Татьяна Владимировна Горбанева, Вера Викторовна Пискова, Вера Андреевна Самойленко, Алла Николаевна Арженовская, Мария Егоровна Каргалева, Ирина Сергеева, Ирина Комарова, Валентина Бутрименко Наталья Одерихина, Юрий Зеленин, Олег Токарев, Ольга Сердюк, Светлана Горелова, Дмитрий Дундуков, Александра Чернышова, Виктор Карсаев, Ирина Фортушняк, Александр Пустобаев. Это их голосами в разное время пели «Чирские зори». Ващинников, формируя коллектив, отбирал для многоголосия баритон, тенор, сопрано, альты. А потом индивидуально работал с каждым, требуя полной отдачи. Постоянно фонтанировал новыми идеями. Уговорил как-то преподавателей детской музыкальной школы составить оркестр и выступить вместе с ансамблем. Было зрелищно и эффектно! Жаль, что дальше одного-двух выступлений дело не пошло. Все помнят в станице, как «Чирские зори» встречали молодоженов обрядовыми песнями возле ЗАГСа. Частенько ансамбль видели выступающим на рынках в Обливской и в Советской. А когда отмечались станичные юбилеи, казаки с одного конца райцентра до другого шли пешком, с песнями, пробуждая народ. Это мероприятие так и называлось – Побудка. Петра Панферовича не надо было уговаривать помочь провести день подписки на районную газету «Авангард». А вспомнить хуторские праздники, организованные Ващинниковым в те трудные годы! Недаром его, как самого заслуженного, в 2000 году посвятили в почетные жители хутора Леонова. «Чирские зори» преданно следовали за своим вожаком, порой лишая себя покоя, сна, отдыха, комфорта, а те, кто не мог подчинить свою жизнь такому ритму, покидали ансамбль навсегда. Александр Беркутов, участник ансамбля «Чирские зори» второго состава: -Когда РДК на целый год закрыли на капремонт, все репетиции «Чирских зорь» шли по адресу: улица Розы Люксембург, 95. Это частный дом, в котором жил Ващинников. Он принимал нас, поил чаем за свой счет, угощал тем, чем был богат на тот момент. И нам у него в гостях было комфортно. Очень ему хотелось не только песни возродить, но и традиции казачьи. Часто вспоминал, как его, мальца, мать посылала в праздник с гостинцами по соседям и знакомым. И будучи сам небогатым, накануне Рождества собирал деньги на подарки для детдомовской детворы, вручая их на рождественской елке в храме Святителя Николая. И для взрослых тоже готовились сюрпризы. Вся женская половина ансамбля пекла пышки и блины дома у Лиды Бородай и в праздник после службы «Чирские зори» угощали прихожан нехитрой домашней выпечкой. Так больше никто не делал. А зачем нужно это было нашему руководителю ансамбля, мы не спрашивали- понимали и поддерживали его. Коллективный портрет «Чирских зорь» Кто-то промелькнул в истории ансамбля одной строкой, абзацем, страничкой, а кому-то удалось вписать в летопись «Чирских зорь» отдельную главу. Помните Розу Балакину? Из-за того, что ей пришлось сменить место жительства, ансамбль потерял в ее лице самобытную, бойкую певунью. Роза Евгеньевна долгое время была сольным голосом ансамбля. В голове до сих пор крутятся ее частушки про главу района Трехсвоякова ,на которые Сергей Николаевич реагировал добродушной улыбкой. Участники ансамбля вспоминают его, как человека, который поддерживал их коллектив материально. Да и сменивший его на посту главы района Юрий Васильевич также Кнышов оказывал «Чирским зорям» всяческую помощь и даже одно время платил зарплату артистам. Как-то удавалось руководителю казачьего ансамбля убеждать руководителей района, склонять их на свою сторону, и те, понимая, что никто другой столько не делает для пропаганды казачьей культуры, шли ему навстречу. Так у «Чирских зорь» появились новые костюмы, оргтехника и аппаратура для выступлений, своя комната в РДК. Супруги Беркутовы пришли в «Чирские зори» в 1997 году и сразу вписались в коллектив. Оба яркие, живые, такие настоящие! Мария Николаевна – терновская казачка, с молоком матери впитавшая в себя казачью культуру, скромная, женственная, и Александр, воспитанный на песне. Его деды пели, бабушки были певуньями, а родители даже выступали в самодеятельности. Вот откуда у Александра Ивановича такая казачья «развязка»: он и спляшет, и споет, а его танец с шашкой стал коронным выступлением ансамбля, вызывающим в зале бурю оваций. Надежда Бражникова – голосистая, веселая, заводная, как выйдет с приплясом, у зрительниц пятки «горят». Чувствуется сразу: казачья кровь течет в ее жилах. Не может она жить без песен, без сцены. С 2004 года появилась в «Чирских зорях» новая звездочка - Вера Пискова. И уже 15 лет «зажигает» на сцене эта черноокая караичевская певунья, одаривая зрителей своей обаятельной улыбкой. Оставила о себе добрую память Екатерина Александровна Воробцова. Хорошо пела, душевно! Особенно удавались ей подголосочки. Помните это звонко режущее пространство: «И-и-и их!» Запоминающиеся образы казачек создали на сцене Татьяна Семеновна Авсецина и Лидия Ивановна Бородай: статные, степенные, эффектные, будто родились в казачьих одеждах, которые им и к лицу, и по фигуре. Хотя обе они не казачьего происхождения, но песню донскую полюбили навсегда. Выводил сильным голосом свою партию а капелла Павел Антонович Назаренко. Работал он юристом-нотариусом, а когда вышел на пенсию, вспомнил, что его родовые корни из хутора Леонова, а там поют и любят казачьи песни до сих пор. А как приплясывал Василий Сазонтьевич Турченков! И ему старательно подражали, у него в начале пути учились все мужчины из ансамбля простым, на первый взгляд, коленцам казачьей пляски. Жаль, нет его уже. Ушел не так давно и Анатолий Сосевич, яркий, талантливый и как певец, и как танцор. Не стало и Николая Афанасьевича Юшкина, создавшего колоритнейший образ казака: вон он на фотографии в лохматой шапке, в старенькой, самой первой казачьей форме цвета хаки. Его заливистый свист, громкие «припевки» и дробный перепляс помнят многие. Самира Амиросланова «парнишонком», как он говорил, привел в коллектив Петр Панферович. Так и вырос мальчишка под его крылом и приглядом. Ващинников относился к нему, как к сыну. И Самир верен «Чирским зорям» до сих пор. Кто еще так умеет разыграть сценку, заглядывая девчатам в глаза, или нежно беря свою героиню под локоток? Ведь казачьи песни не поют - их играют! А это без таланта не сделаешь! И шашкой владеет Самир на хорошем уровне, и приплясывает! Он сам признается, что хорошую школу прошел в ансамбле «Чирские зори». Татьяна Владимировна Горбанева музыкальна, всегда вдохновенна и зажигательна на сцене. Работает учителем, а находит время для репетиций и выступлений. Ей удалось создать детский казачий ансамбль. В этом начинании очень поддержал ее старший наставник, П.П.Ващинников, с которым она постоянно советовалась, у него перенимала опыт. С недавних пор выступает с коллективом и Алла Николаевна Арженовская, тоже педагог, учитель начальных классов. У нее за плечами многолетний опыт вокала в нестеркинских «Сударушках». А переехав в станицу на постоянное жительство, она захотела продолжить выступать на сцене в новом коллективе, и здесь не потерялась – заряжает зрителей своим жизнелюбием и потрясающей энергетикой. Если рассказать о каждом - получится общий, коллективный портрет ансамбля. А еще лучше послушать, как они поют! Высокие и низкие, женские и мужские голоса сливаются в песне. Разные характеры привносят в нее каждый свое настроение, создают единое, целое, богатое и насыщенное звучание. Татьяна Владимировна Горбанева, участница нынешнего состава «Чирских зорь»: -Мы же в ансамбле, как одна семья. Наш руководитель своим примером, показывал, что мы ему не чужие. Часто приглашал в гости, когда приезжала его родная сестра Валентина Панферовна, такая же, как и он, любительница казачьих песен. Всегда был накрыт стол, жарили шашлыки и пели… Когда Петра Панферовича похоронили, мы долго не могли прийти в себя, собраться, не могли петь. Поставили на стол его портрет с черной ленточкой и плакали все. Каждый чувствовал, что осиротел. Хорошо, что среди нас нашлась самая сильная духом: считай, самая молодая Ирина Владимировна Краева решилась взвалить на свои хрупкие женские плечи руководство ансамблем. Иначе не знаю, что было бы с «Чирскими зорями». Преемственность поколений Ирина Владимировна Краева, руководитель ансамбля «Чирские зори»: -В 2013 году я поступила в Таганрогский пединститут на народное отделение, и мне нужна была практика. А где еще было набираться опыта, как не в ансамбле «Чирские зори»? И я стала петь, как рядовая участница ансамбля, особо не вникая во все организационные тонкости. В июле 2016 года защитила диплом. А когда через месяц не стало нашего руководителя, все растерялись. И вот в таких непростых условиях мне пришлось принять ансамбль. Меня, конечно, уговаривали, аргументируя тем, что я пела в ансамбле три года, что у меня, единственной из всех его участников, соответствующее образование. Конечно, и сомневалась, и переживала. Должна признаться, что небольшой опыт у меня имелся: я уже руководила ансамблем «Вишневый сад». Но там несколько человек, все они мои коллеги, работают в РДК, а тут коллектив большой, песни казачьи. И прошло три года уже, как руковожу. Поем… « Чирские зори» не утратили свое лицо, свое мастерство и самобытность. Кто из поклонников «Чирских зорь» не помнит эти бесконечные пересуды на протяжении ряда лет о том, что Петр Панферович не воспитал себе смену. Жизнь доказала обратное! Один факт, что его воспитанница Светлана Дегтярева была приглашена в ансамбль «Казачий Дон», говорит сам за себя. Участник первого состава Олег Токарев заменил своего наставника в буквальном смысле: он аккомпаниатор у «Чирских зорь». А главной преемницей руководителя ансамбля стала Ирина Владимировна Краева, которую Ващинников лично принял в ансамбль и не раз признавался, что возлагал на нее большие надежды. О том, что у Ирины все стало получаться, говорят в один голос все участники ансамбля. Об этом красноречиво свидетельствуют новые дипломы, которыми награжден за три последних года муниципальный ансамбль казачьей песни «Чирские зори» имени Петра Ващинникова. Именно так звучит сегодня полное название коллектива. Как бальзам на душу всем, кому дорого имя обливского маэстро. Традиции, заложенные при нем, бережно поддерживаются и в демократично добровольном порядке соблюдаются. Появился в ансамбле баритон - одессит Игорь Тимофеев. Молодой, энергичный, владеющий в танце шашкой. По прежнему в песне разная палитра голосов: тенор (Александр Беркутов), сопрано (Татьяна Горбанева, Ирина Комарова, Алла Арженовская), остальные - альты: Ирина Краева, Надежда Бражникова, Мария Беркутова и Вера Пискова. В тот день, когда мы старательно вспоминали важные вехи из истории ансамбля, в районе встречали заместителя губернатора, и высоких гостей приветствовали «Чирские зори» на правах хозяев обливской земли, богатой своими казачьими традициями, с караваем и с песней. И благодаря им уже никто не может упрекнуть нас в том, что в Обливской не поют казачьих песен. Награды и фотографии В октябре этого года «Чирские зори» приехали из Новочеркасска и отмечены дипломом «За высокий уровень исполнительского мастерства, преданность казачьей песне, пропаганду лучших образцов хорового искусства и активное участие в заключительном конкурсе отборочного этапа фольклорного конкурса «Казачий круг». И это, конечно же, не последняя награда коллектива. Хранится здесь и заветная «Зеленая папка» с фотографиями разных лет- отражение творческой деятельности казачьего ансамбля. Не каждый день ее открывают, но предстоящий юбилей – как раз повод заглянуть туда и соприкоснуться с «живой» историей, запечатленными мгновениями, которые дороги многим из тех, кто пел в ансамбле в разные годы. Мелькают на этих фото лица – красивые, вдохновенные песней. Мы всех их знаем, помним, любим. Каждый индивидуален и необыкновенно талантлив. У каждого есть свое имя, фамилия, отчество. А вместе они - «Чирские зори». Н. Германова.

Просмотров: 186 | Добавил: otv | Теги: Казаки, зори, песни, чир, Ансамбль | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Категории раздела
Комментарии [1]
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz