[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
Страница 1 из 11
Форум » Дискуссии » Храм души.Наша вера. » Казакам запрещалось строить хутора и сеять хлеб (Право на существование хутора получили в конце 18 века)
Казакам запрещалось строить хутора и сеять хлеб
otvДата: Среда, 23.03.2011, 16:02 | Сообщение # 1
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 298
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Со второй половины прошлого, XIX столетия на Дону начинают устрояться сначала молитвенные дома, а затем и церкви по хуторам и поселкам.
http://webcache.googleusercontent.com/search?....ogle.ru

Еще в половине XVIII века войско Донское строго воспрещало «строить хутора». В войсковой грамоте от 19 февраля 1745 г., посланной станицам от Букановской до Михайловской, сказано было: «посланы при сем к вам и по всем рекам по инструкции нарочные старшины... Оным старшинам велено о хуторах, сколько где имеется, самую истину объявить, почему от них в те места нарочные имеют быть для осмотру посланы, и у кого деревянное домовое строение, в противность прежних наших грамот, найдется (вместо землянок), сжечь самим им без остатку, да и впредь оные хутора строить наикрепчайшим образом вам подтвердить им приказано не велеть». Однако все более и более распространявшийся на Дону новый промысел, неизвестный даже в конце предшествующего XVII века, который был раньше запрещен под страхом смертной казни, промысел - «пахать землю и сеять хлеб», в связи со скотоводством, послужил главнейшею причиною не только возникновения и заселения, но и широкого распространения хуторов, так что войско мало-помалу стало примиряться с наплывом пришлых людей и казаков на хутора. Грамотою от 23 декабря 1753 г., посланною по Дону от ст. Качалинской до Казанской, уже разрешалось «во всех степных и других отдаленных от станиц местах, где заготовляется на зиму сено, строить для убежища хозяевам в зимнее время теплые землянки, а для скота и лошадей из жердей заметы и сенные лабазы»; грамотою же от 3 июля 1777 г. «накрепко подтверждено было», вследствие рапорта Каменской станицы, по всему ведомству, жительствующим на хуторах казакам и малороссиянам, «чтоб они на хутора отъезжали временно и с позволения атамана, а не имеющие домов (в станицах) старались построить, с тем, что если они в станице жить не будут, то хутора их будут разорены».

 
otvДата: Среда, 23.03.2011, 16:03 | Сообщение # 2
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 298
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Во всяком случае, в последней четверти XVIII века хутора приобретают законное право на свое существование от войскового правительства. Так, хутора разрешались на Кубанской стороне р. Дона, на так называемой Задонской стороне, по вершинам речек Калитвы, Кадамовой, Камышной и Лозовой, равно на больших дорогах, хотя в последнем случае дозволялось строить только постоялые дворы, владельцы которых обязывались подпискою, чтоб «они - Хлебопашества и скотоводства при этих дворах не имели». В 1803 году состоялось даже определение войсковой канцелярии, по которому приглашались казаки из всех станиц войска для заселения пустующих мест, лежащих по левой стороне р. Манычи и Сала до Манычских соляных озер и ниже их к Астраханской границе. Этот вызов к заселению был сделан «ради пособия проезжающим по степям разного звания людям и (по) другим причинам». Вопрос о хуторах нашел себе место и в «Положении о устройстве Войска Донского» 1835 года. Так, хуторами принято называть собственно казачьи поселения или такие населенные места, которые принадлежали донским старшинам и казакам.

Что касается крестьянских на Дону населенных местностей, то время их появления здесь с точностью установить невозможно; на основании же имеющихся актов можно сказать, что черкасы (так называли на Дону пришлых малороссиян) к 1763 году уже были приписаны к именитым в то время донским старшинам и к станицам и записаны в подушный семигривенный оклад, а по списку, доставленному из войсковой канцелярии в военную коллегию в 1764 г., их значилось 20 422 души, которые жили в 232 поселениях. Правда, по подсчету 6 ревизии 1811 г. по войску Донскому станичных крестьян уже не существовало. Малороссиянам строго было воспрещено приобретать покупкою у казаков хутора. Указом императора Павла I от 12 декабря 1796 г. «в видах водворения порядка и утверждения в вечную собственность владельца» повелевалось, между прочим, «чтобы и на Дону каждый из поселян остался в том месте и звании, как он по нынешней ревизии написан будет». Этим актом, говорит один исследователь, заключилось непрочное полукрепостное на Дону право, переводы же на донскую землю крестьян уже по крепостному праву, т. е. исключительно по воле помещика, продолжались около 80 лет. «Положение» 1835 года сделало казаков единственными обладателями своих резко ограниченных юртовых довольствий, а всех крестьян выселило на свободные войсковые земли. Эти-то населенные крестьянами места обычно и называются поселками.

Во всяком случае, в последней четверти XVIII века хутора приобретают законное право на свое существование от войскового правительства. Так, хутора разрешались на Кубанской стороне р. Дона, на так называемой Задонской стороне, по вершинам речек Калитвы, Кадамовой, Камышной и Лозовой, равно на больших дорогах, хотя в последнем случае дозволялось строить только постоялые дворы, владельцы которых обязывались подпискою, чтоб «они - Хлебопашества и скотоводства при этих дворах не имели». В 1803 году состоялось даже определение войсковой канцелярии, по которому приглашались казаки из всех станиц войска для заселения пустующих мест, лежащих по левой стороне р. Манычи и Сала до Манычских соляных озер и ниже их к Астраханской границе. Этот вызов к заселению был сделан «ради пособия проезжающим по степям разного звания людям и (по) другим причинам». Вопрос о хуторах нашел себе место и в «Положении о устройстве Войска Донского» 1835 года. Так, хуторами принято называть собственно казачьи поселения или такие населенные места, которые принадлежали донским старшинам и казакам.
 
otvДата: Среда, 23.03.2011, 16:03 | Сообщение # 3
Генерал-майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 298
Награды: 0
Репутация: 0
Статус: Offline
Высокопреосвященный Игнатий, архиепископ Донской, в 1843 году обозревал свою епархию и лично удостоверился, что «на больших расстояниях станичных юртов существует очень мало приходских церквей, и рассеянные в отдаленных хуторах казачьи общества не имеют возможности исполнять, как должно, христианские обязанности, священнослужители также не могут посещать и назидать прихожан своих в правилах св. веры», почему признал необходимым открыть новые приходы в многолюдных хуторах и устроить церкви Божьи. Возникло дело об этом, восходившее в Свят. Синод, который вполне одобрил проект архипастыря и предоставил ему право сообщить о нем войсковому начальству «для доведения на рассмотрение высшего военного начальства». К достижению «сей благочестивой цели» войско задалось вопросом об изыскании средств для казачьих приходов из общественных доходов, от льготы казаков и от пожертвований, а построение церквей в местах, заселенных помещичьими крестьянами, поставило в зависимость от воли и средств помещиков или самих новых приходов, по указанию духовного начальства; в том и другом случае оно предписало, кому следует, оказывать свое содействие духовенству. В 1850 году было распубликовано следующее мнение Военного совета о донских церквях, удостоившееся высочайшего утверждения: «в казачьих войсках церкви строятся и исправляются с ведома и дозволения духовного начальства, как в городах, так и в станицах, на какие бы суммы постройка не относилась, по планам и фасадам, рассмотренным в общем, присутствии Департамента военных поселений и высочайше утвержденным. Сметы на постройку и исправление сих церквей утверждаются общим присутствием Департамента военных поселений.

В помещичьих селениях войска Донского церкви возводятся на счет помещиков или добровольных приношений, строятся и исправляются с ведома и дозволения духовного начальства по планам и фасадам, утвержденным управлением V округа корпуса инженеров военных поселений, окончательно утверждаемым главнокомандующим отдельным Кавказским корпусом, если он не признает нужным представлять оные на высочайшее утверждение». С 1852 года началась постройка православных молитвенных домов в отдаленных от станиц хуторах войска Донского на основании высочайше утвержденного в 13 день мая того года положения Военного совета, коим было решено:

«1) дозволить постройку православных молитвенных домов в тех многолюдных хуторах, которые по отдаленности от станиц лишены возможности исполнять христианские требы, и где по местным обстоятельствам представится в том надобность, с тем:

а) чтобы молитвеннее дома строились на собственные средства хуторских жителей,

б) чтобы о всяком подобном предприятии сообщаемо было от войскового начальства епархиальному архиерею для зависящих с его стороны распоряжений по правилам церковным,

в) чтобы молитвенные дома, по устройстве, приписываемы были к местным приходским церквям как для совершения священно-церковно-служителями богослужения, так и для наблюдения за порядком и благочинием по уставу православной церкви.

2) Постройку раскольнических часовен и молитвенных домов, по силе 62 ст. т. XIV св. зак., изд. 1842 г., уст. о предупр. и пресеч. преет., ни в каком случае не дозволять». Разрешать постройку церквей в донских помещичьих селениях на средства помещиков или пожертвований высочайше утвержденным в 6 день августа 1860 года положением Военного совета предоставлено право епархиальному начальству, с согласия войскового Правления, а постройку и исправление церквей в станицах войска Донского на общественный или местные средства - войсковому Правлению, с ведома и согласия епархиального начальства .

Церкви на Дону значительно умножились в десятилетнее управление Донскою епархиею высокопреосвященного Платона, скончавшегося в сане Киевского митрополита: в течение 37 лет со дня открытия самостоятельной на Дону епархии церквей возросло более нежели на сто, за 10 же лет при архиепископе Платоне их прибавилось более 60, причем молитвенные дома, имевшие престолы и св. антиминсы, по предложению его высокопреосвященства, переименованы были в церкви. В то же время, согласно указанию и распоряжению высочайше утвержденного центрального присутствия по делам православного духовенства, архиепископ Платон много потрудился в местном комитете по уравнению и распределению донских приходов. В 1877 году 2 апреля удостоились высочайшего утверждения штаты донских приходов в таком виде: настоятелей положено было 366, помощников 194 и псаломщиков 633. Из этого числа исключены священно-церковно-служители кафедрального собора и церквей - монастырских, единоверческих и разных учреждений.

Таким образом, в истории устройства церквей по Донским хуторам и поселкам можно различать два момента:
а) постройку собственно приписных к другим церквям молитвенных домов - с алтарями или без них,
б) переименование первых и переделку вторых в церкви, с устройством новых церквей.

 
Форум » Дискуссии » Храм души.Наша вера. » Казакам запрещалось строить хутора и сеять хлеб (Право на существование хутора получили в конце 18 века)
Страница 1 из 11
Поиск: